Регион: Москва

В Общественной палате РФ продолжает работу горячая линия для абитуриентов с инвалидностью

В самом разгаре пора поступления абитуриентов в высшие учебные заведения. Задача государства и общественности — сделать этот процесс максимально комфортным, в первую очередь — для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Екатерина Курбангалеева. www.oprf.ru
Чтобы повысить информативность, помочь преодолеть барьеры, в Общественной палате РФ открыли горячую линию для людей с инвалидностью, поступающих в вузы. Любой желающий может сообщить о нарушениях при приеме документов, проведении вступительных испытаний, несоблюдении положенных им льгот при поступлении и иных нарушениях их права на образование.

В прошлом году исследовательским центром «Особое мнение», директором которого является член ОП РФ Екатерина Курбангалеева, в рамках реализации президентского гранта был проведен всероссийский комплексный мониторинг доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Проект охватил 169 государственных вузов (каждый третий вуз) из 51 региона РФ. По данным исследования, в 2015-2016 годах высшее образование получали всего около 20 тысяч инвалидов — это лишь каждый тридцать третий из общего числа инвалидов в возрасте до 30 лет в стране. Не было заполнено 13% специальной квоты на поступление (включая все льготные категории).

Эксперты выделяют три основные причины, из-за которых это происходит: сложности с получением ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации), требование указать в заключении МСЭ (медико-социальной экспертизы) название конкретного вуза и специальности, возможность поступать по квоте только в один вуз на одну специальность.

43% родителей студентов-инвалидов заявили, что процедура получения ИПРА очень трудоемкая и достаточно бюрократизирована. 38% указали на стремление комиссии МСЭ отнять инвалидность у их детей или урезать льготы, родителям постоянно приходится доказывать и фактически бороться за этот статус. Оставшиеся и вовсе указали на хамство врачей, накладываемые ограничения на получение высшего образования как такового, а также на получение конкретной специальности.

Эксперты также выделили дополнительные барьеры при поступлении в высшие учебные заведения. Это сложности с поиском и получением информации об условиях поступления, трудности по дороге в вуз — в первую очередь это касается маломобильных и слепых граждан. Также в вузах зачастую отсутствуют выделенные специалисты по взаимодействию с инвалидами. По словам экспертов, не каждый вуз будет нанимать тьюторов, зачастую эту должность отдают, к примеру, психологам, чтобы сэкономить бюджет.

На сегодняшний день есть методика дистанционного обучения, которая позволяет маломобильным гражданам получать образование. У инвалида Антона Вострикова положительный пример обучения: он уже сумел получить высшее образование. Молодой человек проходил обучение дистанционно, ему приходилось осваивать весь материал самостоятельно. Но у Вострикова не было альтернативы.

«Общежитие не было никак приспособлено к тому, чтобы я мог спокойно жить и передвигаться. В моем родном городе Вологде также ничего не приспособлено, в том числе и само здание института», — заметил молодой человек. При этом молодой человек отметил, что такой формат действительно сложен: до этого в институте был отрицательный опыт, когда студент с ОВЗ не смог самостоятельно освоить материал.

Проблемы маломобильности действительно стоят очень остро. Так, Антону Вострикову пришлось еще при сдаче ЕГЭ поездить по школам, что стало целым испытанием. Руководитель Вологодской общественной организации молодых инвалидов, член Общественной палаты Вологодской области Анна Хрястунова, которая в свое время оказала помощь Антону, также рассказала, что были определенные трудности в плане финансового обеспечения образования.

«Это было его первое образование, оно должно быть бесплатным по закону. А в институте дистанционное обучение было платным. Тогда пришлось подключиться общественным организациям, в том числе и представителям Общественной палаты РФ и ОП Вологодской области. Только после этого дистанционное обучение стало для Антона бесплатным», — рассказала Анна Хрястунова.

Студентка второго курса Ксения Шевчук, участвовавшая в комплексном мониторинге «Особого мнения», напротив, учится непосредственно в институте.

«Я подходила к каждому преподавателю в институте и предупреждала, что я человек незрячий. Чаще всего учителя сами выбирали удобный для них формат обучения и то, как именно им присылать мои задания», — рассказала она.

Однако девушку освободили от практики в детском саду, но ее это ничуть не огорчило. В то же время Ксения хотела бы, чтобы следующую практику, которая будет уже в школе, она смогла посещать. Также Ксения отметила, что проведенное «Особым мнением» исследование очень важно, так как повышает информированность людей и общества о проблемах инвалидов.

«Считаю, что, если люди могут добровольно обратиться за помощью, позвонить на горячую линию, это очень важно для них. Тем более что не у каждого человека есть возможность пройти все этапы с чьей-то помощью, поэтому любая информация будет очень важна для абитуриентов и их родителей», — отметила Ксения Шевчук.

Еще один участник мониторинга, Руслан Айгинин, который также перешел на второй курс обучения, подтвердил проблему отсутствия информации как одного из барьеров для лиц с ОВЗ: «Проект „Особого мнения“ очень важен, и эту сферу необходимо систематично развивать. Ведь существует множество проблем, с которыми могут столкнуться поступающие. Мне повезло, в свое время все прошло гладко».

Анна Хрястунова отметила, что многие родители, к сожалению, соглашаются на те условия, которые им выдвигают институты, тем самым ухудшая ситуацию.

«Соглашаться самостоятельно таскать своих детей — неправильно. Так не должно быть. Надо отстаивать свои права, которые прописаны в Конституции. К примеру, нельзя полагаться на своих друзей: в каждом вузе должны быть тьюторы, которые могут оказать квалифицированную помощь», — подчеркнула Хрястунова.

Также эксперт отметил, что в свое время ее больше всего поразило: родители сами не верят в то, что их ребенок может поступить, так как не видят успешных примеров. Родители даже не хотят пробовать поступать, а ведь от них в данной ситуации очень многое зависит. Или многие родители предлагают детям с ОВЗ идти на специальности, которые, на их взгляд, более практичны в плане выбора профессии. Так, в свое время мама Ксении Шевчук предлагала дочери пойти на курсы массажистов — это очень распространенная практика по выбору специальности среди детей-инвалидов. В итоге девушка поступила на историко-филологический факультет, о чем ничуть не жалеет.

«Это проблемы неинформированности, им не рассказывают о положительных примерах. Необходимо показывать их, и это уже работа общественности, НКО, социальной защиты. К сожалению, сейчас идет развитие в одну сторону, обращается только тот, кому это надо. Но общественные организации должны сами находить людей с ОВЗ и помогать им, проводить повсеместную работу, просвещать», — подчеркнула Хрястунова.

Она также отметила проблему льгот, что в законодательстве не прописана отдельная льгота на инвалидов для средних учебных заведений. Также проблемы в физической доступности, помощи в методическом обучении с возможностью на равных условиях посещать практику и в организации транспорта для маломобильных.

Чтобы исправить подобную ситуацию, необходима обоюдная работа как со стороны лиц с ОВЗ, так и со стороны общественности и государства. Именно в Общественной палате РФ призывают не молчать, не терпеть неподходящие условия, а обращаться на горячую линию. Эксперты помогут решить проблему.

Екатерина Курбангалеева надеется, что меняющееся в лучшую сторону отношение к инвалидам повысит доступность для них высшего образования.

«На сегодняшний день в высшие учебные заведения поступают около 5 тысяч инвалидов в год (имеются в виду те, кто поступает по квоте). Это чрезвычайно мало. Причин тому много, немаловажным является неверие самих ребят и их родителей в результат. Но я, считаю, что пытаться надо. Непременно. „Историй успеха“ все больше. Министерства и ведомства, вузы начинают менять свою позицию по отношению к ребятам с ОВЗ, снимаются препоны, отменяется необходимость предоставления лишних документов, понемногу повышается информированность. Общественность становится более активной. Например, в работе горячей линии Общественной палаты РФ нас активно поддерживает Министерство образования и науки РФ, буквально в ручном режиме решая на местах различные ситуации. И примеров положительных уже достаточно».

Телефон горячей линии Общественной палаты РФ — 8-800-737-77-66. Время работы горячей линии: с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00 (мск), в пятницу — с 9:00 до 16:45. Звонок из любого региона РФ бесплатный. Также обращения и сообщения о нарушениях можно направить на адрес электронной почты hotline@oprf.ru.
Пресс-служба Общественной палаты РФ
Все новости


Наверх