Регион: Москва

Анастасия Бычкова
журналист

Не делайте из болезни культ, или Что важно знать при воспитании ребенка-инвалида

Новость о том, что ребенок стал или родился инвалидом, полностью меняет сознание членов его семьи. Все внимание сосредотачивается на проблемах, связанных с болезнью: одни семьи надеются на чудо, другие жалеют себя и ребенка, третьи не могут смириться с положением дел... При этом многие забывают о самом главном — о жизни.

Фото: Prazis Images/shutterstock.com
Нелегко быть инвалидом в стране, где людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят к людям слабым, неспособным к учебе и работе. Вдвойне тяжело, когда инвалидом является ребенок. Родные и близкие просто не знают, как себя вести, что делать и думать, как относиться к ребенку, как с ним играть, обучать, как за ним ухаживать.

Самым простым и логичным кажется сделать все, чтобы свести к минимуму влияние болезни на детский организм. А потому начинаются изнуряющие мытарства: походы к врачам, реабилитологам, посещение коррекционных классов, отстаивание очередей за получением медикаментов и вспомогательных приспособлений, тех же инвалидных колясок. Это, безусловно, важно и нужно делать. Однако сопровождается это постоянным чувством вины у родителей, которые считают инвалидность ребенка их наказанием за что-то, упреками или, наоборот, чрезмерной жалостью со стороны других родственников и знакомых. Да и общество, говоря откровенно, не всегда доброжелательно встречает детей с ОВЗ, предпочитая увести своих чад с детской игровой площадки или допуская высказывания из серии «Зачем такого надо было рожать?»

Подобное давление оказывается на семью изо дня в день, и противостоять ему долго не сможет никто, даже самые сильные и стойкие люди. В результате у родителей наступает выгорание – как эмоциональное, так и физическое. В какой-то момент мамы и папы просто не справляются с ситуацией: возникают нервные срывы, развиваются психозы и неврозы. В семье нарушается гармония, нередко случаются разводы, что только усугубляет ситуацию. От этого страдает в первую очередь ребенок, который чувствует, видит и понимает все, что творится вокруг него.

Важно помнить, что воспитание ребенка с ОВЗ не должно сильно отличаться от воспитания здорового малыша. Да, врожденный порок развития или приобретенная инвалидность будут выделять ребенка-инвалида на фоне других детей. Несмотря на это, особенные детки проходят те же стадии развития психики и формирования личности, как и все остальные. А значит, им также важно чувствовать любовь своих родителей, познавать мир вокруг, учиться взаимодействовать с людьми. Однако вместо этого они постоянно ощущают свою «особенность», на которую в первую очередь им указывают мамы и папы.

Конечно, желание родителей оградить своего ребенка от негативного влияния окружающего мира вполне естественно. Семья ребенка-инвалида понимает, что из-за особенностей его здоровья другие люди могут сказать что-то грубое или обидеть. А потому они сами неосознанно делают это, указывая малышу на его инвалидность. «Ты не такой, как все, ты не можешь играть в эту игру», «Ты не сможешь залезть на эту горку», «Тебе надо быть аккуратней и внимательней», «Ты не можешь позволить себе все то, что делают другие дети»… Все эти запреты окружают ребенка, заставляя еще больше замыкаться в себе.

Первое, что нужно понять семьям, воспитывающим ребенка-инвалида: он мало чем отличается от других детей. А значит, нужно минимизировать жалость к ребенку, чувство собственной вины, стремление к гиперопеке, желание оградить своего ребенка от мира.

Представьте себе маму, которая, родив ребенка, сразу начинает его жалеть, говорить, что он бедный и несчастный, обделенный судьбой. В таком случае даже абсолютно здоровый малыш начнет болеть.

К тому же постоянная опека и стремление помочь ребенку-инвалиду, а иногда и сделать все за него, приведут к тому, что он будет расти абсолютно несамостоятельным, возможно, эгоистичным, требующим постоянного внимания. В будущем, если такой ребенок, с детства привыкший полагаться на других, останется без опекуна, это грозит ему серьезными психологическими травмами и, к сожалению, неспособностью самостоятельно за собой ухаживать.

Главная задача родителей — это максимально социализировать ребенка, научить его общаться со сверстниками, правильно реагировать на нападки со стороны окружающих, не замечать их. Важно воспитывать в ребенке самостоятельность и умение самому решать свои проблемы. Пусть он сам, если физическое состояние позволяет, одевается и раздевается, убирает свои игрушки, расправляет постель, чистит зубы.

Нельзя баловать ребенка. Он должен понимать, что мир не крутится вокруг него, а у родителей могут быть свои интересы. Именно поэтому важно, чтобы мама и папа не забывали о себе. Если вам хочется побыть в одиночестве, сходить в театр или на концерт, сделать прическу или купить новую кофточку, не отказывайте себе в этом. Ребенок заряжается положительными эмоциями родителей, а значит, вам необходимо заботиться и о себе, чтобы не выгорать эмоционально.

Позволить себе это могут далеко не все семьи, особенно если сильно чувство вины, зачастую неоправданное. Нормально, когда родители ребенка с ОВЗ испытывают разные чувства: от обиды до желания все бросить и сбежать. Однако с этими мыслями нужно справляться, а не корить себя за них. Чтобы разобраться со своими чувствами, не стесняйтесь обращаться к психологам.

Можно посещать родительские клубы, где семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, поддерживают друг друга и делятся советами.

Родителям крайне необходимо понять и состояние своего ребенка, поэтому желательно узнать все о его болезни, пообщаться с лечащими врачами, обучиться реабилитационным и коррекционным методикам, которые можно выполнять дома самостоятельно. При этом нельзя гиперболизировать болезнь ребенка.

Подытоживая вышесказанное, хочется дать родителям несколько советов, основываясь на рекомендациях Международного общества раннего вмешательства:

• Не жалейте ребенка. Ему нужна ваша любовь, а не жалость.

• Не забывайте о себе и других членах семьи. Ограничение общения с другими родственниками приводит к эмоциональной холодности в семье.
• Не отказывайтесь от личной жизни, заботьтесь о себе.

• Помните, что у ребенка должны быть не только права, но и обязанности: загружайте его работой по дому, пусть он участвует в семейных обсуждениях и наравне со всеми принимает решения.

• Пусть ребенок свои проблемы максимально решает сам. Не делайте все за него.

• Не бойтесь отказать ребенку, ввести какие-либо ограничения (например, на просмотр телевизора), если считаете это необходимым.

• Не лишайте ребенка общения со сверстниками и другими взрослыми. Пусть к вам в дом приходят гости, отправляйтесь в гости вместе с ребенком — он должен жить нормальной социальной жизнью, не боясь контактировать с людьми. При этом общайтесь как с семьями, где также есть дети с инвалидностью, так и с остальными друзьями и знакомыми, не ограничивая круг общения у ребенка.

• Не упрекайте себя, не вините. В том, что у ребенка инвалидизирующее заболевание, в большинстве случаев родители не виноваты.

• Помните, что когда-нибудь ребенку придется жить без вас. И он должен быть к этому готов. Так пусть он учится этому вместе с вами!

Назад к списку постов

Наверх