Регион: Москва

Елена Степунина
журналист

На пути к инклюзии

Последние недели мама Антона не находит себе места – сын отказывается ходить на уроки. Еще полгода назад, когда Антон начал посещать обычную школу, он говорил, что ему там нравится, а трудности с усвоением предметов казались делом временным. Ведь раньше они три года жили в Европе, где мальчик, несмотря на диагноз «ДЦП», ходил в обычную школу и вполне справлялся со школьной программой.

Фото: shutterstock.com
Но сейчас в сознание мамы все чаще закрадывается мысль, что ее сын не сможет там учиться. В чем же дело? Неужели придется отдать сына в специализированную коррекционную школу?

Созданная в ряде стран мира система инклюзивного образования дает отличные результаты, а обучение детей с ОВЗ в общественных учебных заведениях становится все более популярным.

С «особыми детьми» работают психологи и коррекционные педагоги; при необходимости к учащемуся прикрепляют тьютора – человека, сопровождающего ребенка и помогающего ему, если нужно разрешить трудную ситуацию.

Аналогичная специальность теперь есть и в нашей стране. Однако у нас эти специалисты работают в экспериментальных учебных заведениях, которых на всю страну раз-два и обчелся, а в общеобразовательных школах таких работников пока не встретишь.

Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах «особые дети» лишь отсиживают занятия и могут не получить аттестат. Положительные результаты дает лишь общение ребят с ограниченными возможностями здоровья с детьми, не имеющими подобных проблем. Но и здесь есть свои подводные камни.

Эксперты полагают, что инклюзивная система школьного образования действует, если на базе учебного заведения созданы коррекционные классы с особыми программами для учеников с конкретными типами нарушений здоровья, например, для детей с задержкой психического развития, ДЦП т.д. Полный коррекционный комплекс создать невозможно из-за нехватки профильных специалистов.

Ежедневное совместное посещение «особых» и обычных детей общих предметов, участие в творческих и других проектах, общение на переменах и в группе продленного дня под бдительным оком специалистов помогает адаптации к общеобразовательной школьной системе.

Однако таких учебных заведений пока очень мало. И отношение к инклюзивному образованию логопедов, дефектологов, работающих в обычных школах, негативное, потому что «особые дети» в таких «общих» условиях не только не справляются с программой, но и, чувствуя свою «неуспешность», зарабатывают психологические комплексы.

И хотя коррекционных педагогов катастрофически не хватает, сами предметники не рвутся получать допобразование. Обосновывая свое решение, педагоги вспоминают об уже «имеющей место инклюзии» – второгодниках, неаттестованных... Здесь и так называемые педагогически запущенные дети из неблагополучных семей, и ребята с задержкой развития… Вытянуть их на основе общей программы в сложившихся условиях непросто. Отсутствие же специалистов делает эту задачу почти нереальной.

При этом заниматься созданием коррекционных классов чиновники от образования не очень-то и спешат. А ведь ребят, которые нуждаются в «особой поддержке», немало и в обычных школах. По прописке в школу может поступить любой ребенок, минуя тестовые испытания. Осознать проблемы своих первоклассников дано не каждому родителю. Понимание приходит с началом учебы, если становятся явными серьезные трудности.

Система инклюзивного образования создавалась на Западе не одно десятилетие. А в России в настоящий момент лишь идет эксперимент.

В то же время в нашей стране была отлично разработана система коррекционных классов и школ. До перестройки российского образования специалисты, работавшие с детьми с ОВЗ, в большинстве своем были высококлассными. Но что важнее, этих дефектологов, трудившихся в коррекционных школах, отличали редкие человеческие качества. Делая все возможное для адаптации своих подопечных к жизни в обществе, они получали превосходные результаты. И если их уникальный опыт канет в Лету, не обидно ли будет?

Многие детские психологи сегодня убеждены в невозможности массовой интеграции «особых ребят» в обычные учебные заведения. Среди причин называют отсутствие гибких образовательных стандартов, несоответствие учебных планов общих школ нуждам детей с ОВЗ, а также незнание большей частью педагогического коллектива специфики психологического развития «особых детей». Педагоги не знакомы с методиками, по которым идет образовательный и коррекционный процесс.

Кроме того общеобразовательные школы недостаточно оснащены для нужд ребят с ОВЗ: отсутствуют пандусы и лифты, существует острый дефицит специального учебного, реабилитационного и медобрудования. В добавок штатное расписание не включает допставки сурдопедагогов, логопедов, педагогов-психологов, тифлопедагогов, тьюторов, специально подготовленных медработников.

Конечно, Российская Федерация в соответствии с общемировым трендом развивает инклюзивное образование, делая особый акцент на толерантности, воспитании терпимости к детям с ОВЗ, обучению принимать их такими, какие они есть. Однако не стоит думать, что, включив особенных детей в коллектив обычного класса, вы тем самым решите их проблемы, что они исчезнут сами собой. Обычно результат бывает прямо противоположный.

По мнению специалистов, сейчас в системе общего образования толерантность относится к области фантастики. В отечественный лексикон уже вошло понятие «буллинг». Не секрет, что в ряде школ процветает психологическая травля. Несложно представить, каково приходится «особым детям», очутившимся в такой «теплой, душевной» обстановке. Ситуацию может облегчить наличие в штате специалиста по урегулированию конфликтов, но пока это «эксклюзив».

Наша страна начала активное движение по направлению к инклюзии. Например, идет процесс по слиянию школ и созданию объединенных центров образования. происходит объединение гимназий с углубленным изучением иностранных языков и школ, где занимаются ребята с тяжелыми нарушениями речи. Начинается совместная работа лицеев для одаренных ребят со школами, куда ходят дети с девиантным поведением. Выделяются бюджетные средства, в штат включаются коррекционные педагоги...

Мы лишь в начале пути.
Назад к списку постов

Наверх