Регион: Москва

Анастасия Бычкова
журналист

Мифы об инвалидности. Часть 2

Продолжение публикации о всевозможных мифах, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями.

Фото: Denys Z /shutterstock.com
Миф 5: люди с инвалидностью и их семьи глубоко несчастны.

Когда в семье рождается ребенок с особенностями, или когда кто-то из близких становится инвалидом, для родственников наступает непростой период. Тут каждый член семьи, в том числе и инвалид, должен пройти определенные стадии принятия ситуации: отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, принятие. Каждый справляется с этим по-своему, например, с помощью психологов, друзей, ухода в религию и т.д. Главное, что по истечении этого сложного периода в семье наступают мир и покой. И человек с инвалидностью, и его родственники, также как и все, радуются жизни, замечают прекрасное в каждом дне, находят новые увлечения и занятия, работают, воспитывают детей. Словом, ведут нормальную жизнь. Поэтому вешать на инвалида ярлык «несчастливый человек» нельзя. А вот помочь преодолеть кризис можно и нужно.

Миф 6: у людей с инвалидностью жизнь не имеет смысла и цели.

Совсем недавно на нашем портале мы рассказывали о людях, которые покоряют горные вершины на инвалидных креслах! А как много тех, кто работает и приносит пользу людям, несмотря на инвалидность. Соответственно, даже если отбросить размышления о духовном начале, о том, что все в мире не случайно и имеет свой смысл и свое предназначение, то нельзя говорить о бессмысленности жизни человека с инвалидностью.

К сожалению, даже сами инвалиды зачастую думают о бессмысленности своей жизни. Но это лишь показатель того, что они находятся в глубокой депрессии, и им нужна помощь.

Миф 7: дети-инвалиды капризные и плохо воспитанные, потому что родители их балуют.

Поведение ребенка обуславливается возрастными особенностями развития и возрастными кризисами, которые он переживает, а также тем воспитанием, которое дают родители. И если в случае с естественным процессом развития каждый ребенок проходит примерно один и тот же путь, то воспитание играет решающую роль. Мама, понимающая, на каком этапе находится ее ребенок, сможет правильно отреагировать на его поведение и направить энергию малыша в нужное русло. Те родители, которые не знакомы с особенностями детской психики, будут мучиться из-за плохого поведения своего чада.

Инвалидность здесь ни при чем. Да, она меняет сознание родителей, которые и правда зачастую балуют ребенка, пытаясь компенсировать его недуг. Тем не менее, здоровых, но полностью избалованных и капризных детей я встречаю намного чаще.

Миф 8: инвалиды заразны.

«Не трогай, а то заразишься», — с такими словами некоторые мамы уводят свое чадо с игровой площадки, где находится ребенок с инвалидностью. К сожалению, люди не понимают причин инвалидности. Приходится объяснять, что инвалидность не передается воздушно-капельным путем. Инвалидность — это определение, которое присваивается человеку с какими-либо ограничениями, например, по слуху, зрению, движению, мышлению и т.д. Это не инфекция. Поэтому бояться людей с инвалидностью не стоит.

Миф 9: здоровые дети будут деградировать, если к ним в класс придет школьник-инвалид.

Как уже отмечалось выше, многие детки с особенностями показывают значительно более высокие результаты в учебе по сравнению со сверстниками. Если в классе есть именно такие дети, то это дополнительный стимул и пример для остальных учеников. С другой стороны, дети с инвалидностью смогут тянуться за отличниками, если у них есть пробелы в образовании.

Ни в одной инклюзивной школе не станут снижать планку знаний. Обучение ведется по утвержденному Министерством образования плану. Так что переживания, что ребенок недополучит знания в школе и будет деградировать, беспочвенны.

Миф 10: человек с инвалидностью никогда не станет как все, а значит, он не сможет учиться и работать.

В этом случае идет полное непонимание не только человека с особенностями здоровья, но и людей в целом. То, что некоторые инвалиды умнее и образованнее тех, кто не имеет никаких патологий, — факт, подтвержденный множеством примеров.

Дети с синдромом Дауна показывают порой лучшие результаты в школе, чем их сверстники. Люди с аутизмом бывают необыкновенно талантливыми. Кстати, как считает британский психиатр профессор Майкл Фитцджеральд, у таких знаменитых людей, как Альберт Эйнштейн, Джордж Оруэлл, Исаак Ньютон, Моцарт, Герберт Уэллс, Иммануил Кант, была легкая степень аутизма, что позволило им создать свои бесценные творения и сделать открытия в науке.

Таким образом, сферы учебы и работы не закрыты для людей с инвалидностью. По крайней мере, не должны быть закрыты!

Данный миф несет в себе и другой посыл: инвалиды не смогут быть как другие. Тут тоже все неоднозначно. С одной стороны, люди с ограниченными возможностями здоровья могут иметь полноценную счастливую семью, учиться, работать, иметь хобби и увлечения. И если мы эти сферы жизни подразумеваем под фразой «быть как все», то можно смело утверждать, что каждый, не важно, инвалид он или нет, может быть как все.

С другой стороны, что же значит это «как все»? Каждый из нас уникален. Наши особенности выделяют нас из массы людей, делают нас не индивидуальностями. Так может и не стоит быть «как все», а лучше оставаться собой?
Назад к списку постов

Наверх