Регион: Москва

Роман Воронов
журналист

История кресла-коляски

Кресло-коляска - это важное, а подчас и незаменимое средство передвижения людей с ограниченной мобильностью, которым пользуются во всех странах мира. По оценкам, всего на земной шаре с помощью инвалидных кресел передвигаются около 22 млн человек. В то же время реальная потребность в этом средстве реабилитации в пять раз выше.

Но как появились столь распространенные сегодня кресла-коляски?

Начиналось все очень давно. Пожалуй, стоит сказать, что само по себе колесо и такой предмет мебели, как кресло являются одними из самых ранних изобретений человечества.

Впервые колесо и прообраз кресла появляются около 4 тысяч лет до нашей эры на территории стран Восточно-Средиземноморского бассейна. К сожалению, история не сохранила имена их изобретателей.

Первое упоминание о совмещении колес с предметом мебели датируется примерно 530 годом до нашей эры. До нас дошел фрагмент древнегреческой вазы, на котором изображена детская кроватка на колесиках. На кроватке лежит мальчик, а рядом о чем-то говорят двое взрослых. Вполне возможно, что кроватка предназначалась для перевозки больного, однако говорить с уверенностью об этом мы не можем, ведь каких-то дополнительных сведений до нас не дошло.

Впервые столь привычные нам сегодня колеса со спицами были изготовлены в Китае. Было это примерно 1300 лет до нашей эры. Такие колеса ставились на повозки, перевозившие людей.

Первое в истории упоминание о неком прообразе кресла-коляски на колесах также пришло из Китая. В III веке нашей эры тележка на колесиках использовалась для перевозки больных или инвалидов к так называемому «Фонтану молодости» - мистическому источнику, обладавшему целительной силой и способному возвращать молодость и жизненные силы.

До нашего времени сохранилась гравюра, датируемая 525 годом нашей эры, на которой изображен некий сянь-шэн или господин, восседающий на колеснице, очевидно приводившейся в движение при помощи лошадиной силы.

Врачи Древней Греции и Рима любили назначать в качестве средства исцеления для больных и немощных так называемые «гестации». Для этого инвалиды должны были выйти из помещений на свежий воздух и заниматься физическим трудом, помогать в работе другим людям, делая то, что им по силам.

В Древней Греции для перемещения маломобильных граждан использовалось либо легкое переносное кресло, в котором можно сидеть полулежа (паланкин), либо стул на колесах.

Известно также, что кресло-коляска повышенной комфортности была специально изготовлена для испанского короля Филиппа II чуть более четырех веков назад в 1595 году. Это было в полном смысле этого слова инвалидное кресло, снабженное упором для ног и подлокотниками, а на концах четырех ножек располагались маленькие колесики. В целом королевское кресло-коляска напоминало высокий детский стульчик, но это не мешало царственной особе совершать на нем ежедневные прогулки в саду.

Технический прогресс не стоял на месте и в середине XVII века появляется первое в истории самоходное кресло. Изготовил его проживавший в Великобритании часовой мастер Стефан Фафлер, получивший инвалидность.

В собственноручно собранном кресле-коляске Стефан мог самостоятельно передвигаться без посторонней помощи. Механическая коляска имела три колеса и приводилась в движение посредством рычага, который необходимо было вращать рукой. Посредством шестеренок крутящий момент передавался на переднее колесо, а на двух задних располагалось кресло.
Свою коляску Стефан создал в 1655 году, когда часовому мастеру исполнилось всего 22 года.

Следующим заметным историческим этапом можно считать так называемые «банные» кресла, созданные англичанином Джоном Доусоном почти век спустя. На самом деле бани тут были не причем, а такое название кресло-коляска получило благодаря английскому городу Бату (Bath), в котором и проживал известный в те времена мастер.

Доусону удалось наладить производство собственной модели инвалидной коляски с двумя большими металлическими задними колесами и одним маленьким спереди в 1783, и спустя какое-то время у изобретателя практически не осталось конкурентов. Именно эта конструкция приобрела необычайную популярность и доминировала на рынке колясок в течение всего 19-го века.

Коляски Доусона стали пользоваться бешеным успехом среди жителей Англии, и поэтому изобретатель разработал целый модельный ряд: открытые и крытые коляски, коляски, которые нужно было толкать, и даже такие, которые тянул осел!

С течением времени создатели кресел-колясок стали уделять все больше внимания удобству в использовании и комфорту перемещения в них инвалидов. В 18 веке у кресла-коляски появляются складные элементы, например, откидывающаяся подножка, высота которой могла быть отрегулирована.

По мнению некоторых историков, совершенствование креста-коляски стало причиной появления другого изобретения – велосипеда, работа над которым, в свою очередь, привела к совершенствованию и инвалидного кресла. Так, благодаря велосипеду в 1875 году у кресел-колясок появляются надувные резиновые шины.

В 19 веке кресла-коляски сменились колясками с ручным управлением - колясочник вращал, большие задние колеса руками и тем самым приводил коляску в движение. Но на улице передвижение таких колясках было неудобно, пачкались руки. И в 1881 году конструкция коляски была дополнена внешним ободом меньшего диаметра, который крепился к колесу. Инвалид вращал внешний обод, не касаясь колеса, и проблема «грязных рук» была решена.

Развитие инвалидной техники значительно продвинулось в начале 20 века. Примерно в 1900 году стандартом становится использование на колясках колес со спицами. В 1912 году на трехколесную инвалидную коляску впервые был установлен двигатель мощностью 3/4 лошадиных сил, а в 1916 году в Лондоне было налажено производство инвалидных колясок с мотором.

Со временем все более очевидным становится и то, что инвалидная коляска должна быть не только удобной, но и легкой. И в 20 веке появляются модели без громоздких кожаных сидений, а кресла которых сплетены из индийского тростника. Весила такая коляска всего 26 кг, а без обода на колесе и того меньше – 22,5 кг.

Но инвалидные коляски оставались громоздкими. Это значительно затрудняло их хранение и транспортировку. В 1933 Гарри Дженнингс сконструировал первую складную коляску из легкой стали, желая помочь своему другу Герберту Эвересту. К счастью друзья не ограничились одной моделью и основали компанию по производству кресел-колясок «Эверест-Дженнингс», которая долгие годы была монополистом на рынке реабилитационной техники.

В СССР массовое производство инвалидных колясок началось лишь в 1980х. Завод во Владимире начал выпуск двух моделей комнатных и одной модели прогулочной (рычажной) коляски по лицензии немецкой фирмы Meyra. Конечно, оригинальные немецкие образцы были тяжелыми и громоздкими, но благодаря их способности складываться тысячи российских инвалидов получили возможность выезжать в город и путешествовать.

В 21 веке эволюция колясок для инвалидов вышла на новый уровень. И что немаловажно, одними из лидеров в этом процессе являются российские конструкторы. Не так давно отечественные производители представили коляску- трансформер для людей с ограниченными возможностями, которая может передвигаться по лестницам, Причем, детище молодых изобретателей из Новосибирска по ряду параметров превосходит аналогичные конструкции зарубежного производства.

Коляска снабжена уникальными системами передвижения и пространственного ориентирования, благодаря которым она способна самостоятельно преодолевать бордюры и ступени. При этом она развивает скорость до 7 км/ч.

Другой перспективной разработкой является коляска с нейроуправлением. Для того, чтобы передвигаться на такой коляске, не надо нажимать вообще никаких кнопок- специальный нейрошлем, который одевается на голову пилота, улавливает импульсы головного мозга и передает их системе управления коляской. Благодаря электромотору кресло-коляска способна двигаться в разных направлениях.

Как мы видим, научный прогресс не остановить, и история кресла-коляски еще далека от завершения. Несомненно, в недалеком будущем такое средство реабилитации, как кресло-коляска претерпит еще более удивительные трансформации.
Назад к списку постов

Наверх