Регион: Москва

Анастасия Бычкова
журналист-психолог

Безбарьерная среда начинается в умах

Отправиться в магазин за хлебом — казалось бы, пустяковое дело. Но не для людей с инвалидностью, которые зачастую не могут покинуть собственную квартиру. И хоть в России создается безбарьерная среда, препятствий меньше пока не становится.

Инвалид в коляске спускается на станцию метро "Партизанская". Фото: shutterstock.com
В нашу страну приезжает множество туристов, ожидается и прибытие иностранных болельщиков на чемпионат мира по футболу 2018 года. Среди всех гостей нашей страны немало инвалидов, которые хотят быть вовлечены в общественную и культурную жизнь. В связи с этим общественные деятели озаботились тем, насколько удобно будет иностранцам с инвалидностью посещать российские достопримечательности, кафе, театры, смогут ли они ориентироваться на улицах, легко ли им будет заселяться в гостиницы.

Представители Московской областной организации Всероссийского общества инвалидов «протестировали» некоторые туристические объекты и установили, что не везде есть доступ для людей на инвалидных колясках; специальная тротуарная плитка кладется без определенного порядка, туалеты для инвалидов не оборудованы в соответствии с требованиями.

Но если для туристов это станет временной трудностью, то российские инвалиды вынуждены изо дня в день жить в подобных условиях. И препятствия чаще всего встречаются не только в городе, но и в их собственных домах.

Например, пандусы есть не везде. В каких-то подъездах они просто не предусмотрены при строительстве — пандусами и специальными поручнями оснащается не более 80% новостроек в Москве и Московской области.

Даже там, где здание изначально было оборудовано пандусом, не всегда его можно найти. Известны случаи, когда соседи снимали пандус, так как он «мешал» им спускаться по лесенке. О том, сможет ли попасть на улицу человек в инвалидном кресле, никто не задумывался.

Редкие строительные компании ориентируются на потребности инвалидов при планировке зданий. Так, согласно нормативам, квартира для инвалида-колясочника должна иметь достаточно широкий коридор (не менее 1,2 м), просторную кухню (от 9 кв.м), ширина проемов должна быть не менее 90 см. Все это необходимо, чтобы человек в инвалидном кресле мог беспрепятственно передвигаться по собственной квартире. В большинстве случаев при строительстве нового дома эти особенности не предусматриваются, если только на стадии проектирования в строительную компанию не обратится человек с особыми пожеланиями к своей будущей квартире. В таком случае многие компании идут навстречу и вносят изменения в проект.

Без посторонней помощи инвалиды не могут воспользоваться общественным транспортом. Например, лишь пару месяцев назад несколько станций Московского центрального кольца (МЦК) прошли реновацию, которая позволила пользоваться ими людям в инвалидных колясках. На остальных станциях передвижение в инвалидных креслах пока затруднено.

Городские улицы также не рассчитаны на беспрепятственное перемещение людей с инвалидностью. С одной стороны, в городе устанавливаются специальные тактильные плитки, но, с другой – делается это кое-как.

Тактильные плитки предназначены, чтобы слабовидящие люди понимали, куда им двигаться и какие впереди есть барьеры. Плитка с прямыми линиями «указывает», куда человеку идти: направо, прямо или налево. Плитка с круглыми шашками «предупреждает» о препятствии впереди, например, ступеньках. Вот и получается, что там, где организация безбарьерной среды велась на совесть, слабовидящий человек дойдет до цели. А там, где плитку установили, не думая о ее значении, слепой человек, следуя указаниям, зачастую упирается в стену или столб.

Сложность для людей с инвалидностью предоставляют и туалеты. К счастью, сейчас во многих торговых центрах, кинотеатрах, музеях и других общественных местах появляются оборудованные для инвалидов туалеты, но возникает проблема — не каждая инвалидная коляска может въехать в такой туалет. Дело в том, что площадь помещения, высота поручней, расстояние до раковины должны соответствовать нормативам, что на практике реализуется не всегда.

Вот и получается, что в России вроде как существует программа безбарьерной среды, но нет массового понимания ее важности и необходимости как у строителей, районной администрации, организаторов транспортного движения, так и у простых граждан. В интернете я встречала комментарии, что этой теме уделяется слишком много внимания, а инвалидов в стране не так уж и много, чтобы оборудовать пандусами каждый дом. Однако статистика говорит об обратном: каждый десятый житель Москвы имеет инвалидность, всего же в России более 12 млн инвалидов. Потому тема актуальна как никогда, а безбарьерная среда должна начинаться в умах!

Анастасия Бычкова
Назад к списку постов

Наверх